Религиозные ритуальные церемонии

Основные подходы проведения религиозных церемоний (Часть 3)

По свидетельствам многочисленных историков применяли до принятия христианства как ведущей религии в разнообразный набор погребений. После битв тела вообще убирали, составляя их судьбу флоре и фауне. Так было даже при Владимире Мономахе.

Не случайно у Пушкина Руслан восклицает: «поле, иоле! Кто тебя усеял мертвыми костями?»
Для знатных лиц применялась античная традиция погребе! курганах.
Тот же Пушкин описывает в «Песне о Вещем Олеге» традиция сливается с рыцарскими обычаями Европы, принес на Русь варягами. Кремация приходит на Русь из античных через Грецию, Рим, Византию.
В отличие от скифских и сарматских курганов, погребальных камерах покоились останки, в славянских покоился чаще всего прах. Поэтому мало что известно о организации похорон языческого периода. Лишь в христианскую погребения стали бережно сохраняться. Отсюда – обряд бросания в могилу горсти земли. Из античных же времен была взята традиция боевого катафалка: на копья полагались мечи, на них щит, где покоилось тело. Сверху тело покрывалось стягом или плащом, на них ставился шлем.

Сегодня он преобразовался в катафалк – носилки. Наиболее распространен был обычай погребения в ладье. В ладьях хоронили и в древнем Египте, и в Скандинавии, и на Руси. Кроме египетских памятников культуры о погребальных ладьях прошло”0 можно СУДИТЬ по раскопанным драккарам викингов, в частности, по Гетеборгской ладье. На корпус ставился домик или палатка, куда помещали покойного. Само же судно было обычным без каких-либо особенностей. Славяне отпускали такую ладью по реке в море, если ее не кремировали и помешали в курган. Кстати, курган насыпали до 2/3 высоты, затем на вершине проводили поминки -тризну- и за!см курган возводили на всю высоту.

Зимой ладью ставили па сани, запрягали необъезженного скакуна и отпускали в чисто поле. Отсюда – появление саней-катафалков. Таким образом в древней славянской погребальной культуре ладья стала традиционным вместилищем тела. С течением времени такое вместилище претерпело ряд изменений, получило меньшие размеры, крышку, но осталось подобием «дощаника» – лодки с тупыми, так называемыми транцевыми, окончаниями. Этим и объясняется форма дошедшего до наших дней гроба. Современные детские яхты сохранили подобную форму – это «Оптимист» и «Кадет». Финские мастера такую форму гроба практикуют и сегодня, что было продемонстрировано на одной из выставок «Некрополь».

А вот традиция бумажных цветов пришла из Китая. Эта страна и сейчас поставляет нам лучшие искусственные цветы и растительный материал для венков, гирлянд, корзин. Наложившись на античную традицию живых цветов и лавровых венков, мировых и пальмовых ветвей, она сохранилась как важный атрибут отдания гражданских почестей.
У нас к этой традиции примыкает- обряд настилания последнего пути колючими еловыми или лиственничными ветвями: дух мертвых не должен возвращаться к живым. Поэтому иголки должны лежать вдоль пути. Обычай закрывать зеркала и окна, ближайшие к гробу, Драпировками – древнеиудейский. Он пришел вместе традициями раннего христианства. Кстати, крашенные пасхальные яйца, будучи первоначально обычными яйцами, открывавшими поминальную трапезу, тоже пришли с Земли Иисуса.

Приходившие на Русь кочевники, ставили на могилах камни или каменные плиты. Этот обычай превратился в нашей культуре в традиционную потребность ставить намогильные памятники. А вот РОТОНДЫ – уменьшенные мавзолеи – традиция греческая, пришедшая к нам через Византию. Отсюда начинается история русских Усыпальниц. Христианская традиция легко прослеживается от Древне иудейских гробниц, и в частности, от гробницы Иосифа, где был погребен Христос, к катакомбным погребальным сооружением первых христиан Рима, а далее – к погребениям Киево-Печерской Лавры и другим подобным погребениям. Сочетание греческих и античных и раннехристианских традиций порождает усыпальницу, богослужебных пространств или саркофагами, дало специфичный тип христианского Удивительно, но вплоть до революции храмы – усыпальницы с повсеместно, чаще всего родовые, в поместьях, где проз знатные дворянские семьи. Самые известные храмы усыпальницы, царские. Это Архангельский собор Кремля и Петропавловский с одноименной крепости.

Священнослужители успокаивались в цокольных храмов. Специальных усыпальниц для них не возводили. В специальных ковчегах и раках (саркофагах) погребали нет мощи святых, создавая над ними сень – раз беседки, украшение святыми образцами и изображениями сил небесных.